Общая информация по подбору масла

2014-05-30 13:43:32 Комментариев: 0 Просмотров: 6066

Хочу начать цикл передач (канал на youtube) и статей, посвященных проблемам износа ДВС. Особое внимание будет уделено правилам подбора моторных масел, а также самых различных присадок или как их еще называют -  добавок  в масла, которые широко представлены на нашем рынке.

Кроме того попробуем продемонстрировать несколько способов контроля масла, как говорится в «домашних» условиях, чтобы понять «заряжено» оно или нет, оригинал  это или подделка, правда написана на этикетке или нет.

Автолюбителей атакуют десятки мировых компаний, производящих смазочные материалы и разобраться во всем этом наплыве предложений  весьма непросто…

Выбрать моторное масло это не одно и то же, что выбрать водку для корпоратива.

Если Вася посоветовал «Немиров», а Петя «Зеленую марку», то вся проблема от неправильного выбора может заключаться или в разнице кайфа от выпитого или степени тяжести похмельного синдрома от перепитого.

Что касается выбора моторного масла, то здесь ситуация может быть намного хуже.. . Самое паршивое, что может случиться, так это   когда «стуканет движек» если Вам подсунули «лажу». А в наше время, когда контрафактная продукция для некоторых «бизнесменов» в кавычках является основным источником доходов - это вполне реальный сценарий. Поэтому относиться к подбору масла нужно взвешенно и ответственно.

Это касается  и выбора  присадок,  а вернее добавок в масла (я чуть позже поясню разницу между этими двумя понятиями), причем знать какую именно добавку можно «заливать» в двигатель это не менее важно, чем знать какое использовать  масло.

 

ДВС – это сложная система, состоящая из нескольких механизмов, причем каждый из этих механизмов работает в разных условиях.

Возмем к примеру газораспредилительный механизм. Нагрузки там циклические, как впрочем и во всех остальных механизмах, а температуры в районе 100 Цельсия. Т.е. Более менее терпимые.

Трибосистема шейка коленвала – вкладыш – работает в несколько худших условиях, там температура в зоне трения доходит до 160 Цельсия. Следовательно масло испытывает уже несколько больший дискомфорт.

 

Ну и цилиндро-поршневая группа.

Здесь «вообще аут».  Температура в зоне поршня при такте сжатия для бензиновых двигателей  порядка 450 Цельсия, а для дизелей – доходит до 700 Цельсия.

Соответственно поэтому и существует разделение – масло для дизелей и масло для бензиновых двигателей.

Так вот представьте себе , что происходит, когда масло проходит эти зоны, а оно обязательно их проходит потому, что маслонасос его прокачивает через всю масляную систему, причем прокачивает многократно. Да еще добавьте контакт масла с продуктами сгорания, которые через цилиндропоршневую группу проникают в картер, а проникают они обязательно и тем больше попадает продуктов сгорания в масло, чем более изношены поршневые кольца и чем изначально  хуже масло.

Поэтому масло подвергается деструкции и постепенно теряет свои свойства.

Вообще о функциональных свойствах масел судят по их  следующим способностям:

Во-первых - снижать трение – как говориться «не подмажешь не поедешь».

Во- вторых – противостоять окислению и испарению. Это немножко разное, но дальше я это конкретизирую.

В-третьих – отводить тепло. Обратите на это особое внимание – мы к этому тоже вернемся.

В-четвертых снижать до минимума отложения.

В – пятых - предотвращать коррозию.

В – шестых обладать температурной стабильностью.

 

Есть еще и другие свойства, но они уже не такие важные. Например - противопенные. Это нужное свойство  - но особо обсуждать его нет смысла.

Для придания маслу этих свойств используют целый ряд присадок, которые, если поумничать, можно разделить на такие типы:

Дисперсанты, детергенты, ингибиторы, антиоксиданты , модификаторы, депрессоры застывания, загустители. Короче мрак.

Если говорить человеческим языком, то в масло необходимо добавить нечто, которое позволит сделать его липким, скользким, непригораемым неиспаряемым , чтобы оно не превращалось в кашу при морозе и не слетало с деталей трения при нагревании, чтобы оно смывало образующиеся лаки и не окислялось до соединений, не имеющих ничего общего с маслами.

Теперь начнем строить систему. Для начала разделим все ДВС на три группы, это бензиновые, двигатели, работающие на газу и дизельные. Что касается ДВС, работающих на газу, то они по условиям работы стоят ближе к ДВС, работающих на бензине.

Разделение это необходимо по причине, которую я указывал ранее. Температурный режим работы ДВС на бензине и ДВС , работающего на дизтопливе существенно отличается, по нагрузкам кстати то же самое, поскольку компрессия бензинового и дизельного двигателей разная.. Стало быть требования к маслу дизельного двигателя выше.

Какой  выбрать тип масла ? Минералку, полусинтетику или синтетику.

Вернемся снова к основам… К производству масла. Обычно берут так называемое базовое масло и в него добавляют пакет присадок, который придают маслу положительные для двигателя свойства.

А вот базовое масло  может быть или минеральным ( т.е. из нефти), или синтетическим, которое получают методом  химического  синтеза, или смесью этих двух масел.

Если сравнивать эти масла, то синтетические масла имеют перед минеральными маслами неоспоримые преимущества. Они обладают улучшенной термоокислительной стабильностью, имеет более высокие низкотемпературные свойства, хорошие вязкостно-температурные характеристики и фрикционные свойства, а также обладает низкой степенью испаряемости при высоких температурах.

 

Теперь детализируем…

Улучшенная термоокислительная стабильность… Это означает, что масло, контактируя с продуктами сгорания и кислородом при высоких температурах окисляется.

Общепризнанно, что коррозия подшипников, и не только, вызывается реакцией кислоты с металлом или оксидом металла, из которого изготовлены  детали. Эти кислоты образуются  в процессе окисления масла при эксплуатации двигателя. Так вот синтетические масла обладают более высокой устойчивостью к окислению, чем масла минеральные.

Дальше… Высокие низкотемпературные свойства. Это означает, что масло при низких температурах не застывают до степени засахарившегося меда. Это очень важно для зимних условий эксплуатации автомобиля, поскольку если маслозаборник маслонасоса не «потянет» масло , то движек соответственно будет сам себя «кушать» т.е.подвергаться экстремальному износу.

К примеру температура застывания некоторых синтетических базовых масел доходид до 79 Цельсия, тогда как минеральных всего доходит до 23 Цельсия.

 

Обращаю внимание – это я говорю о базовых маслах, т.е. основе будущих моторных масел. А вот, чтобы улучшить этот параметр для минеральных масел в них вводят так называемые депрессоры температуры застывания. Это самая разная химия, которая в процессе работы масла в ДВС тоже со временем разрушается, что снижает низкотемпературные характеристики масла в целом. Синтетические же масла меньше подвергаются этим изменениям.

Кстати срок службы масла зависит и от того насколько базовое масло устойчиво во времени его работы в двигателе. Так вот если смотреть только на эти характеристики масла, то видно, что синтетика лучше и соответственно срок его службы выще, чем минералки.

Дальше… Вязкостно-температурные характеристики. Это в первую очередь касается вязкости масла при высоких температурах.

 

И наконец испаряемость масла.

Масло – это жидкость. И как любая жидкость оно испаряется и тем быстрее, чем чем выше температура и чем ниже температура ее кипения .

Вспомните домашний пример. Если на раскаленную сковородку плеснуть воды, то она быстро и шумно испарится, если-же подсолнечное масло, то оно тоже со временем закипит и начнет испаряться, но гораздо медленней Индикатором является липкая решетка кухонной вытяжки.

На самом деле это важная характеристика для моторного масла.

Все наверное слышали такое понятие, как расход масла на угар. Так вот в этот, так называемый «расход на угар» входит то масло, которое сгорает в камере сгорания.

Причем количество сгоревшего масла зависит напрямую от степени испаряемости масла. Горит, как правило, не жидкость, а пар. Поэтому когда масло испаряется, то оно и горит. А из двигателя соответственно уходит в виде белого дыма.

Кстати многие производители масел эту характеристику масла не афишируют.

Степень испаряемости масла выражается в процентах и чем она меньше, тем масло лучше.

Для высококачественных синтетических масел она не превышает 12%, тогда как для минеральных доходит до 25%.

Еще существует зависимость вязкости масла и его испаряемости. Чем выше вязкость, тем ниже испаряемость и соответственно ниже расход масла на угар. Не зря рекомендуют масло с более высокой вязкостью при его повышенном раскоде. Это особенно касается двигателей с повышенным износом.

Хочу еще остановиться на таком параметре моторного масла, как температура вспышки.

Температура вспышки автомобильных масел 10W-40

(* таблица взята с сайта http://www.zr.ru, эспертиза полусинтетических масел).

Этот параметр указывается производителем, а нам он полезен тем, что косвенно может подсказать насколько быстро масло будет угорать.

Как я уже сказал ранее масло вначале испаряется с поверхности горячего цилиндра, и только затем его пары горят. Так вот температура вспышки говорит о том при какой температуре масло начнет воспламеняться. И чем выше указан этот параметр, тем  меньше будет сгорать масла.

Итак, базовые масла мы прошли. Совершенно очевидно, что по своим параметрам базовое синтетическое масло лучше минералки. Стоит лишь один вопрос – вопрос цены.

Теперь остановимся на присадках, которые добавляют в базовые масла, чтобы получить полноценное моторное масло.

 Моторное масло без присадок – это все одно, что борщ без приправы.

Я уже говорил какие именно типы присадок существует.

 

Итак –дисперсанты… Они используются для поддержания сажистых частиц и других твердых загрязнений в мелкодисперсном состоянии, уменьшают количество отложений и предотвращают преждевременную забивку масляных фильтров. В некоторых маслах дисперсанты составляют до 50-60% всех присадок.

Далее идут детергенты. Они способствуют снижению лакообразования и других отложений в зоне расположения поршневых колец, а также уменьшают вероятность пригорания поршневых колец.

Снижение лакообразования важная характеристика поскольку лаковые отложения затрудняют отвод тепла от деталей трения и соответственно вся трибосистема  начинает работать при критических температурных нагрузках.

Депрессоры температуры застывания – увеличивают температурный диапазон при низких температурах. Очень важны для минеральных масел поскольку температура застывания базового масла желает лучшего.

Модификаторы вязкости – придают маслам удовлетворительные вязкостные характеристики при высоких температурах.

Ну и наконец ингибиторы, т.е. замедлители скорости протекания некоторых процессов.

 

К ингибиторам относятся:

- антиоксиданты, которые замедляют скорость окисления масла;

- противопенные, которые предотвращают негативные последствия попадания воздуха в масляную пленку, что ведет к потере ее толщины;

- ну и модификаторы трения. Это пожалуй одни из самых важных присадок, поскольку они влияют и на ресурс двигателя в целом, и на коэффициент полезного действия силового агрегата, на шумность его работы и на возможность двигателя выдерживать экстремальные нагрузки. Это могут быть как органические соединения, такие например, как маслорастворимые эфиры жирных кислот, так и неорганические соединения. Наиболее известными неорганическими модификаторами трения является графит, дисульфид молибдена,  а также недавно появившиеся дисульфид вольфрама и наноалмазы.  Об этих модификаторах у нас будет отдельный разговор, а сейчас я хочу подвести итог сегодняшнего разговора.

Мы уже знаем, что существует три основных типа масел: синтетические, полусинтетические и минеральные.

Все они имеют сбалансированный пакет присадок, чтобы эффективно работать и в условиях зимы, и в условиях высоких температур, чтобы узлы трения могли выдерживать высокие нагрузки, а на выполнение работы двигателем тратилось как можно меньше энергии.

Теперь осталось разобраться как и по какой методике подобрать масло для ДВС с учетом типа двигателя, вида используемого топлива, степени его износа, климатических условий, состояния  дорог и нагрузок, которые вы планируете для вашего  автомобиля. 

Видео на эту статью можно посмотреть здесь.

Комментарии (0)

Оставить комментарий

Ваше Имя:


Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Оценка: Плохо            Хорошо

Введите код, указанный на картинке:


Партнеры
 

График работы магазина ПН.-ПТ. с 9.00 до 17.00
СБ.-ВС. Выходной
тел: 066-977-80-47, 067-735-86-84


Формула АВ - Формула успеха!

Заказать обратный звонок!

АвтоВитамины Формула АВ - это Лучшая нано присадка. Нанотехнологии ООО НПП SINTA 2001-2016
Nanodiamond Technology in Ukraine


Каталог интернет-магазинов Украины ukraina.net.ua - каталог сайтов Украины Рейтинг TOP100
SINTAБизнес-каталог компаний Украины, товары и услугиzakupka.com